Закрыть ... [X]

Стресс и эмоции связанные с ним

 

стресс и эмоции связанные с ним

 

Часть II. Сознание и активация.

Эмоции

Стресс

 

Эмоции

Описывая эмоции, можно расположить их по определенным коорди­натным осям в соответствии с их свойствами. Например, в зависимости от их положительной или отрицательной окраски эмоции можно груп­пировать попарно: любовь и ненависть, симпатия и отвращение, чувство безопасности и страх, подъем и безнадежность и т. д. Первые, как отмечает Хебб (Hebb), желанны для субъекта, он к ним стремится, в то время как вторых он старается избегать. Это подразделение сразу указывает на мотивационную роль, которую играет каждое из наших чувств.

Однако все это только слова, а слова слишком бедны, чтобы выразить то, что реально испытывает субъект. Разве можно утверждать, что человек, говорящий «я люблю яблоки», «я люблю маму», «я люблю этого человека» или «я люблю этот город» выражает одинаковые чувства?

Аспекты эмоций

Одна из первых трудностей при описании эмоций заключается в том, что эмоция проявляется одновременно и во внутренних переживаниях, и в поведении, причем то и другое связано еще с физиологической мотивацией.

Внутренние переживания субъективны, и единственный способ озна­читься с ними -это спросить у субъекта, что он испытывает. Однако, как только что видели, как трудно передать словами то, что действи­тельно чувствуешь.

Наблюдение на первый взгляд могло бы восприниматься как объективный факт. Но и этот показатель не особенно надежен. Когда у человека на глазах слезы, нам бывает трудно понять, если мы не знаем  их причину, от радости они, от огорчения или от негодования. Выражение данной эмоции очень часто бывает связано с культурой, к которой принадлежит человек: например, насупленные брови или Улыбка не обязательно воспринимаются однозначно на Востоке и на Западе.

Что касается физиологической активации, то только благодаря ей и тем резким изменениям, которые она вызывает в нервных процессах и во всем организме, человек способен испытывать эмоцию. Эту активацию можно измерять объективно при помощи полиграфа. Однако наши приборы еще слишком несовершенны, чтобы выявлять значение тонких изменений в различных проявлениях активации, таких, например, как потоотделение или учащенный ритм сердца.

Одни и те же проявления активации часто бывают симптомами совершенно разных чувств. Поэтому они мало пригодны для рас­познавания какой-то одной определенной эмоции. Именно в этом состоит одна из причин, по которым «детектор лжи» может исполь­зоваться лишь с большой осторожностью.

Факторы, определяющие эмоции

Характер эмоции и ее интенсивность определяются расшифровкой сигналов, поступающих из внешней среды, и уровнем активации орга­низма. Расшифровка сигналов зависит от умственного развития человека и от его способности интегрировать различные элементы поступающей информации.

Эмоции и информация

Эмоции тесно связаны с информацией, которую мы получаем из окружающего мира. Обычно эмоция возникает из-за неожиданности события, к которому мы не успели подготовиться – не могли собрать всю информацию, необходимую для адекватной реакции. Пешеход, выскочивший прямо перед нашей машиной, неожиданный резкий звук, непредвиденная встреча с дорогим сердцу человеком... Все это случаи, способные вызвать активацию организма и мобилизовать все способ­ности для быстрого приема дальнейших сигналов, что позволит реаги­ровать наилучшим образом.

Итак, эмоция не возникает, если мы встречаем данную ситуацию с достаточным запасом нужных сведений. Когда повторяется уже знакомый нам резкий звук, когда мы заранее замечаем пешехода или когда встреча с любимым человеком стала обычным делом, организму уже незачем приходить в состояние активации.

Зависимость возникновения или невозникновения эмоции от коли­чества информации, которой располагает субъект, можно было бы выразить следующим образом:

ЭмоцияНеобходимая информацияИмеющаяся информация.

Эта формула позволяет понять, что отрицательные эмоции возника­ют, когда субъект располагает недостаточным количеством инфор­мации, а положительные – когда информация оказывается в избытке.

Это становится особенно очевидным в случае эмоций, связанных с удовлетворением какой-либо потребности. Если голод толкает чело­века к буфету, где он может найти кусок пирога, который он сам туда положил, то понятно, что от этой «находки», очевидно, не возникает никаких эмоций. Все будет совсем иначе, если вдруг, вопреки ожиданию, окажется, что пирог исчез, или же, напротив, в буфете обнаружится целый пирог, кем-то туда положенный вместо одного кусочка. Точно так же можно объяснить отвращение к какому-то блюду, вкус которого оказался хуже, чем ожидалось.

Такой же процесс можно наблюдать в случае гнева ребенка, кото­рому не дали требуемую конфету. Вероятность такой эмоции тем больше, чем менее убедительным будет объяснение причины, по которой конфета не была дана.

Боязнь крыс у студентов-психологов, которым предстоит впервые столкнуться с этими животными при проведении эксперимента, тоже можно объяснить при помощи этой схемы. Боязнь будет существовать до тех пор, пока число рациональных сигналов (уверенность в от­сутствии опасности, предосторожности лица, ответственного за виварий, и т.д.) не достигнет и не превзойдет количество необходимых сигналов после первых опытов, проведенных самими студентами. Точно так же безобидный уж, переползая через дорогу, у наивного прохожего вы­зывает страх, а у зоолога, изучающего рептилий, он вызовет радость.

Итак, отрицательные эмоции возникают чаще всего из-за неприятной информации и особенно при недостаточной информации; что касается положительных эмоций, то они возникают при получении достаточной информации, особенно тогда, когда она оказалась.

Из-за постоянного несоответствия действительности текущим по­требностям живые существа отдают предпочтение тем ситуациям, в ко­торых, судя по имеющейся информации, удовлетворение потребности наиболее вероятно. Кроме того, необходимо отметить, что положи­тельная эмоция чаще возникает от уверенности в том, что потребность может быть удовлетворена, чем от самого ее удовлетворения. Действи­тельно, стоит только удовлетворить потребность, как эмоция быстро забывается.

Почему же мы, столкнувшись с неожиданностью или с ситуацией, возникшей в результате какой-то потребности, чаще испытываем гнев, чем разочарование, чаще отвращение, чем страх, чаще любовь, чем удовольствие? По-видимому, силы наших эмоций и направленность которую они приобретают, тесно связана с уровнем активации, на котором мы находимся, и с тем, как мы воспринимаем ситуацию в целом.

Эмоции и уровень бодрствования

Интенсивность наших эмоций зависит от уровня бодрствования. Действительно, нам гораздо труднее рассердиться, только что проснув­шись, чем в конце напряженного рабочего дня.

Зиллмен и его коллеги (Zillman et al., 1972) тем не менее показали, что если уровень активации слишком высок, то ее остаток переносится на последующую эмоцию, которая в результате усиливается. Например, во время просмотра эротического фильма испытуемые, которые только что выполнили трудную работу, проявили большее сексуальное возбужде­ние, чем те, которые до этого отдыхали или же смотрели фильм не сразу после нагрузки, а по прошествии длительного перерыва (Cantor et al., 1975).

Точно так же было показано, что мужчины проявляли гораздо больший «интерес» к интервьюеру-женщине, особенно если она их расспрашивала в опасном месте, например на очень высоком подвесном мосту, чем тогда, когда это происходило в обычных условиях или же условия оставались опасными, но интервьюером был мужчина (Dutton, Aron, 1974).

Эмоции и восприятие

По мнению Шахтера и Сингера (Schachter, Singer, 1971), характер возникающей эмоции в значительной мере зависит как от физиологи­ческой активации, так и от того, что мы воспринимаем из окружающего мира. Например, люди, активированные в результате инъекции адре­налина, о возбуждающем действии которого они не подозревают, дают различную реакцию в зависимости от того, в какой обстановке они находятся: в веселой или в напряженной. В первом случае они чувству­ют себя раскованными и счастливыми, а во втором их охватывает чувство гнева. По мнению Шахтера, совершенно очевидно, что для возникновения эмоции необходима физиологическая активация, но толь­ко восприятие ситуации определяет направленность эмоции.

Валинс (Valins, 1966), однако, частично оспаривал это утверждение; по его мнению, достаточно верить, что произошла активация, чтобы испытать эмоцию, направление которой будет зависеть от обстановки. Например, испытуемые, которым во время просмотра фотографии обнаженных женщин давали слушать биение сердца, быстрое или мед­ленное, чаще отдавали предпочтение тем фотографиям, которые соот­ветствовали учащенному ритму, если они были убеждены, что это удары их собственного сердца.

Эмоции, эволюция и интеллект

Итак, эмоции имеют важнейшее значение для живых существ, так как является средством мобилизации организма, позволяющим преодолевать двойственные или неожиданные ситуации.

Легко заметить, что чем выше мы поднимаемся по эволюционной лестнице, тем больше стереотипные эмоциональные реакции, свойствен­ные низшим животным, уступают место сложным и разнообразным формам поведения. Так, у приматов, и особенно у людей, эмоциональ­ные проявления приобретают бесчисленное множество оттенков; при этом разнообразие их увеличивается с возрастом и с обогащением жизненного опыта (Hebb, 1974).

Кроме того, эмоциональная реакция зависит от уровня умственного развития. В самом деле, очевидно, что чем выше этот уровень, тем легче индивидуум может понять причину несоответствия между тем, с чем столкнулся, и тем, чего ожидал, и благодаря этому уменьшить свою эмоциональную реакцию. Однако этот контроль, зависящий от умствен­ного развития и позволяющий влиять на проявление собственных эмоций, не всегда бывает постоянным. Лишь немногие способны при любых обстоятельствах сохранять невозмутимое спокойствие. Чаще всего их поведение связано с социальным контекстом, в котором возникает данная ситуация. Человек может вести себя чрезвычайно деликатно в одной обстановке и, напротив, постоянно «срываться» в другой. Ситуация как будто такая же, но восприятие общего контекста делает ее совсем иной. Жена служащего, который вынужден весь день улыбаться, или дети учительницы, всегда сдержанной и спокойной в классе, увы, знают это на собственном опыте.

Стресс

Жизнь состоит из ожидаемых или неожиданных событий. Некоторые из них приятные, другие менее приятные, а иные совсем неприятные. Мы на них реагируем в зависимости от наших потребностей и от знания ситуации. Мы видели, что в тех случаях, когда мы располагаем доста­точной информацией, мы способны реагировать спокойно. Более того, у нас даже могут возникать положительные эмоции, если о данной ситуации мы знаем больше, чем это нам необходимо. Тогда организм не напряжен и готов к новым испытаниям.

Напротив, недостаток нужных сведений заставляет нас волноваться и вызывает активацию организма. И тогда одной из возможных реакций будет отрицательная эмоция.

Но иногда человек должен быть готов к событию слишком неожи­данному и важному для него, о котором он ничего или почти ничего не знает. В этом случае, если ситуация затягивается, реакция организма может усилиться до такой степени, что возникнут серьезные нарушения как в физиологическом, так и в психологическом плане. Тогда обычный набор эмоций уступает место беспокойству или тревоге: человек нахо­дится в стрессовом состоянии.

Известно множество ситуаций, порождающих стресс, от случаев отделения ребенка от матери в первые годы жизни (см. опыты Харлоу на детенышах обезьян) до серьезных заболеваний у людей зрелого воз­раста. В наше время одно из самых травмирующих событий для взрослого – это потеря работы. Было показано, что стрессовое состояние у работника вызывается не столько совершившимся фактом потери места, сколько предшествующим периодом боязни его потерять. И чем противоречивее слухи о возможном закрытии предприятия, тем сильнее стресс. Что касается того, кто ищет работу, так у него к стрессу приводят скорее ожидание ответа и связанная с ним неопределенность, чем отказ в приеме на место.

Эксперименты, проводимые на обезьянах и крысах, дали результаты, подтверждающие подобные выводы. Селье (1974) показал, каким образом стресс связан с постепенным истощением резервов организма, который старается приспособиться к новым условиям. Он назвал этот комплекс реакций общим синдромом адаптации и описал три этапа этого синдрома,

Первый этап – реакция тревоги. Для него в основном характерны физиологические изменения, подготавливающие организм к встрече с ситуацией и приводящие животное в состояние большей настороженности и беспокойства. Если ситуация затягивается, то создается впечатление, что организм обратился к своему нормальному состоянию, даже если его действия не всегда адекватны. Это фаза сопротивления, во время которой реакции могут внешне оставаться в норме, продолжает расходовать имеющеюся у него резервы.

Эти резервы не безграничны, и если стресс продолжается, то вскоре начинают катастрофически уменьшаться. Это фаза истощения, приводящая иногда к смерти, но чаще всего – к нервным срывам. О целях индивидуума, находящегося в подобном состоянии, мы скажем в главе 12, когда будем рассматривать механизмы адаптации личности.

Позднее Селье (Selye, 1978) дополнил свою теорию, высказав мысль, что не всякий стресс вреден. Стpecc – неотъемлемая часть жизни, и его нельзя избежать. Важно, но мнению Селье, то, что каждый из нас – с учетом того, что он собой представляет и какие испытания в жизни готов перенести, способен поддерживать оптимальный для себя уро­вень стресса, позволяющий действовать наиболее эффективно. Если некоторые люди с трудом могут преодолевать ситуации, лишающие их обычного спокойствия и выводящие из привычного мирного окружения, то другие ищут действий и большего жизненного простора, где могут полностью реализовать свои возможности, учась преодолевать свя­занные с этим опасности (см. документ 6.11 – Жизнь, стресс и вы – в конце текста).

Мы только что в общих чертах ознакомились с тем, как наш организм активируется либо восприятиями внешнего мира, либо потреб­ностями, которые он стремится удовлетворить наилучшим образом, используя получаемую информацию.

С первых дней жизни ребенок учится распределять элементы реаль­ного мира по категориям и таким образом создавать себе надежные ориентиры, позволяющие ему направлять свою деятельность.

Все действия, которые он будет совершать, все эксперименты, которые произведет, и все переживания обеспечат ему множество таких ориентиров, помогающих идти все дальше в познании окружающего мира. Это будут вехи в длительном процессе обучения, в котором ребенок будет получать помощь от социальных структур и в то же время «вписываться» в эти структуры. Обработка получаемой информации позволит ребенку приобретать и закреплять в памяти знания и навыки, на их основе будут вырабатываться высшие процессы, такие как мыслительные.

Именно эти процессы окончательно выделяют человека из остального животного мира, наделяя его способностью осознавать свою природу и свое место во Вселенной. Этому вопросу будет посвящена следующая часть книги.

………………………………………..

Документ 6.11. Жизнь, стресс и вы

В жизни каждая ситуация по-своему воздействует на наш организм и может, в частности, вызывать разного рода стрессорные реакции.

Человек в основном существо социальное. И очевидно, что аффектив­ные связи, возникающие на протяжении всей его жизни, иногда имеют для него решающее значение. Поэтому любое создание прочных от­ношений и особенно любой их разрыв (будь то на уровне двух людей, семьи или группы) у многих могут приводить к эмоциональным рас­стройствам, иногда с драматическими последствиями.

Профессиональная или ученическая жизнь молодежи также, хотя и в меньшей степени, бывает источником стрессов. Все мы рано или поздно сами проходим через это. Наше личное поведение и изменения в нашем понимании жизни тоже часто вызывают напряженность, кото­рая дорого обходится организму. И наконец, проведение досуга, равно как хлопоты повседневной жизни или периоды нездоровья (если оно не вызвано самим стрессом) требуют иногда, чтобы организм черпал силы для их преодоления из своих резервов. Однако не следует забывать, что каждый из нас дает свою специфическую реакцию на стресс и что некоторые люди, видимо, больше других предрасположены в физиоло­гическом плане к стрессовой реакции на трудности жизни.

Маркс и его коллеги (Marx et al., 1975) несколько переработали список стрессовых ситуаций, составленный ранее Андерсоном (Anderson, 1972). В приводимой ниже таблице различные элементы этого списка перегруппированы с учетом того, к какой из граней жизни, о которых мы только что говорили, они относятся. Кроме того, мы их классифицируем по их относительному значению и оцениваем в «единицах жизненных перемен».

 

События, пережитые в течение последних 12 месяцев

Оценка в

«единицах жизненных перемен»

Ваши очки

А. На уровне аффективных связей

01. Смерть супруга

02. Брак или принятие предложения

03. Смерть близкого родственника

04. Развод

05. Разделение имущества супругов

06. Беременность (как фактор стресса для одного или другого из супругов)

07. Смерть близкого друга или подруги

08. Разрыв прочной связи (или помолвки)

09. Примирение супругов

10. Трудности в сексуальном плане

11. Значительные изменения в состоянии здоровья или в поведении одного из членов семьи

12. Помолвка

13. Изменение в отношениях (к лучшему или к худшему) с партнером или с партнершей

14. Появление нового члена семьи (рождение ребенка, усыновление, принятие пожилого человека на попечение)

15. Неприятности в семье у партнера или у партнерши

16. Изменение в привычках совместных визитов

17. Поступление супруга на работу или его увольнение

18. Значительные изменения во встречах с семьей (в частоте контактов с ней)

 

 

87

77

77

76

74

68

 

68

60

58

58

 

56

54

 

50

 

50

42

41

41

 

26

 

 

 

 

Б. На уровне учебы

1. Поступление в колледж, университет, институт и т.п.

2. Смена учебного заведения

3. Трудности учебы (связанные с преподава­телями, с админи-страцией, с программой)

4. Совмещение учебы с работой

5. Изменение профориентации или программы

6. Существенные изменения в степени занятости учебными делами

 

 

50

50

 

44

43

41

 

38

 

 

Промежуточный итог

В. На уровне профессиональной жизни

1. Потеря постоянной работы

2. Изменение профессии или работы

3. Существенное изменение в ответственности на работе (рост по службе, понижение и т.п.)

4. Значительные изменения в распорядке и условиях работы

5. Неприятности с начальством

 

 

62

50

 

47

43

48

 

 

Промежуточный итог

Г. На уровне личных установок

01. Значительное изменение в восприятии и познании самого себя

02. Изменение отношения к употреблению наркотиков (в благоприятную или неблаго­приятную сторону)

03. Серьезный конфликт или значительные изменения в области признаваемых ценностей

04. Значительные изменения в понимании личной независимости и ответственности

05. Значительные изменения в потреблении алкоголя (благоприятные или неблаго­приятные)

06. Изменение личных привычек (друзей, одежды, манеры поведения и т. п.)

07. Значительные изменения в религиозной практике

 

 

 

57

 

52

 

50

 

49

 

46

 

45

36

 

 

 

Промежуточный итог

Д. На уровне здоровья

01. Серьезная болезнь или травма

02. Изменение в режиме сна (в его общей длительности или во времени его начала и конца)

03. Существенные изменения в еде (в количествен­ном отношении или во времени приемов пищи)

 

 

65

 

34

 

30

 

 

Промежуточный итог

Е. На уровне повседневной жизни

01. Заем денег или отдача в залог имущества на сумму менее 15000 американских долларов

02. Переезд на другую квартиру или изменение квартирных условий

03. Личное достижение исключительного уровня

04. Значительное изменение финансового положения (в лучшую или в худшую сторону)

05. Обвинение в незначительном нарушении закона (превышение скорости, проезд на красный свет и т.п.)

 

 

52

 

42

 

40

 

33

 

22

 

 

 

Промежуточный итог

Ж. На уровне досуга

1. Значительные изменения участия в общест­венной жизни

2. Значительные изменения в характере исполь­зования досуга

3. Развлекательная поездка

 

 

43

37

33

 

 

 

Промежуточный итог

 

Общий итог

 

Предшествующие исследования показали, что в выборке 17- и 18-летних студентов и студенток результаты для половины их были ниже 767 единиц, а для другой половины – выше этого числа. Если вы хотите узнать свой собственный уровень, отметьте оценки каждого события, которое было в вашей жизни за последние 12 месяцев (если за этот период оно случалось неоднократно, не забудьте умножить оценку на число повторений). Потом сложите различные оценки и сравните резуль­тат с числом 767 (средним для упомянутой выборки).

 

(Ж. Готфруа «Что такое психология?», Т. 1, – М., 1992,

С. 257-263;  284-287 – фрагменты)

 

 

Внимание!

Выбрав услугу ПОИСК на главной странице сайта «Медицинская психология» и введя интересующее Вас понятие – Вы сможете получить дополнительные справки по теме, с использованием ВСЕХ собранных на настоящий день информационных ресурсов сайта.

 


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



5.1. Эмоции и чувства - Общая психология: конспект лекций Овен вышивка готовые работы



Стресс и эмоции связанные с ним Эмоции, стресс, ткани. Связь эмоций и структур тела
Стресс и эмоции связанные с ним Стресс, поведение и эмоции: ромбическая модель
Стресс и эмоции связанные с ним Влияние стрессов и эмоций на иммунитет : m
Стресс и эмоции связанные с ним Что такое эмоции, какими они бывают?
Стресс и эмоции связанные с ним 5 мифов о стрессе - Pikabu
Стресс и эмоции связанные с ним Cached
Бисероплетение схемы цветы бисероплетение схемы Варенье из тыквы с лимоном и апельсином - рецепт с фото Вязаное пальто крючком из квадратов Все-Вязание Дошкольник Как рисовать поэтапно актеров Как сшить платье - Pinterest МЕРНЫЙ ЛОСКУТ - магазин тканей, весовой лоскут, товары для шитья и

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ