Назначение речи связанное с передачей знаний

Pages:     | 1 |  ...   | 2 | 3 |

передачей 4

| 5 |

-- [ Страница 4 ] --

5. Иванов. Как вам не стыдно сидеть, когда рядом стоит пожилая женщина! Петров. О, конечноконечно, я просто не заметил. Задумался, знаете... Садитесь, пожалуйста.

Критерии оценки:

– оценка «отлично» выставляется студенту, если задачи решены, имеют точное и содержательное объяснение, проиллюстрированное яркими примерами, студент принимал активное участие в работе подгруппы в процессе решения кейса;

– оценка «хорошо» выставляется студенту, если задачи решены, имеют точное и содержательное объяснение, проиллюстрированное примерами, студент принимал участие в работе подгруппы в процессе решения кейса;

– оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если задачи решены, имеют объяснение, студент принимал участие в работе подгруппы в процессе решения кейса;

– оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если задачи не решены или решение не имеет объяснения, студент не принимал участия в работе подгруппы.

Рекомендации по выполнению рефератов:

Реферат — сжатое, краткое изложение основного содержания первичных текстов оригинала (статей, книг, монографий, брошюр) по проблеме, полученной в результате смысловой обработки.

Тему реферата каждый студент выбирает самостоятельно из любого раздела программы данного курса, руководствуясь своими профессиональными интересами, накопленным индивидуальным жизненным опытом, имеющимися материалами (литературой), а также выбранным направлением профессиональной деятельности. По выбранной теме необходимо проконсультироваться с преподавателем, который поможет уточнить идею работы, наметить план и подобрать специальную литературу.

При самостоятельной разработке идеи, плана работы и написании необходимо, прежде всего, прочитать соответствующую научную литературу, выделив основные мысли и положения, идеи и проблемы, разрабатываемые тем или иным ученым.

После того как вы законспектировали материал, его необходимо изложить в форме логически связанного текста. Для этого нужно соединить все тезисы, выписанные из различных текстов, в соответствии с осмысленным и структурированным материалом, с аргументацией, а затем приступать к написанию. Реферат должен иметь стандартное оформление:

титульный лист (номер страницы не ставится);

план (с. 2);

вводная часть (с. 3);

основная часть (с. 4 и т.д.);

выводы;

список литературы.

Объем реферата — не больше 15-20 страниц, поэтому более подробное членение не обязательно. Главным критерием оценки реферата является умение студента работать с научной литературой и соответствие содержания заявленной теме. Реферат должен основываться на анализе 10-15 источников. Минимальные требования – не менее 12 страниц и не менее 7 источников.

Реферат имеет определенную композицию:

1. Вступление. Во вступлении обосновывается выбор темы, могут быть даны исходные данные реферируемого текста (название, где опубликован, в каком году), сообщены сведения об авторе (Ф. И. О., специальность, учёная степень, учёное звание), раскрывается проблематика выбранной темы.

Основная часть. Содержание реферируемого текста, приводятся основные тезисы, они 2.

аргументируются.

Вывод. Делается общий вывод по проблеме, заявленной в реферате.

3.

Выводы должны лаконично и адекватно отражать основные результаты вашей работы и соответствовать выделенным параграфам.

Реферат в печатном и оформленном виде сдается преподавателю для проверки, последующего обсуждения и оценки.

Темы рефератов

1. Межличностное и массовое общение.

2. Межперсональное и ролевое общение. Доверительное и конфликтное общение.

3. Личное и деловое общение. Прямое и опосредованное общение.

4. Вербальное и невербальное общение.

5. Законченное и незаконченное общение. Кратковременное и длительное общение.

6. Взаимосвязь общения и деятельности.

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если реферат выполнен в полном соответствии со всеми методическими рекомендациями по их подготовке, изложенным в пункте 3 учебно-методических материалов данной дисциплины, соответствует всем критериям их оценки;

– оценка «хорошо» выставляется студенту, если реферат выполнен в неполном соответствии со всеми методическими рекомендациями по их подготовке, изложенным в пункте 3 учебнометодических материалов данной дисциплины, соответствует не всем критериям их оценки;

– оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если реферат выполнен в не соответствии со всеми методическими рекомендациями по их подготовке, изложенным в пункте 3 учебнометодических материалов данной дисциплины, не соответствует всем критериям их оценки;

– оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если реферат не выполнен или полностью не соответствует критериям их оценки.

Методические рекомендации по подготовке доклада:

Доклад – это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, способствует формированию навыков исследовательской работы, приучает критически мыслить. Методические указания по работе студента над докладом содержат этапы работы над данным видом издания, которые включают:

выбор темы, предложенной преподавателем, или формирование темы самим студентом, актуальной по своему значению и оригинальной, интересной по содержанию;

подбор и изучение основных источников, необходимых при написании доклада;

составление списка литературы;

обработку и систематизацию информации;

разработку плана доклада;

требования к его содержанию;

публичное выступление.

ЗАДАЧИ СТУДЕНТА в процессе публичного выступления:

1. Интересно и доступно преподнести материал по теме;

2. Уложиться в регламент – 5-7 минут (не более) и 3 минуты на ответы на вопросы.

3. Обязательно раскрыть суть заявленной темы (преподнести аудитории все самое основное логично, последовательно в необходимом, по мнению автора, объеме).

4. Электронная презентация или использование учебной доски приветствуются.

Научный доклад – результат проведенного студентом научного исследования по определенной тематике, выносимый на публичное обсуждение. Тезисы докладов, как один из видов научных публикаций, представляют собой краткие публикации, как правило, содержащие 1-3 страницы, отражающие основные результаты исследований по определенной тематике.

Научный доклад должен содержать краткий, но достаточный для понимания отчет о проведенном исследовании и объективное обсуждение его значения. Отчет должен содержать достаточное количество данных и ссылок на опубликованные источники информации.

Разработка научного доклада требует соблюдения определенных правил изложения материала. Все изложение должно соответствовать строгому логическому плану и раскрывать основную цель доклада.

Основные моменты, которыми следует руководствоваться студентам при подготовки научных докладов можно изложить в следующих пунктах:

актуальность темы доклады;

развитие научной мысли по исследуемой тематике;

осуществление обратной связи между разделами доклада;

обращение к ранее опубликованным материалам по данной теме;

широкое использование тематической литературы;

четкая логическая структура компоновки отдельных разделов доклада.

Название - очень важный элемент. По названию судят обо всей работе. Поэтому заглавие работы должно полностью отражать ее содержание.

Научный доклад должен включать в себя следующие структурные элементы:

вступление;

1.

основные результаты исследования и их обсуждение;

2.

заключение (выводы);

3.

список использованных при подготовке и цитированных источников.

4.

При подготовке любой научной или аналитической работы, связанной с проведением исследований, требуется грамотно оформить вступление. Целью вступления является доведение до слушателей основных задач, которые ставил перед собой автор.

Как правило, вступление должно в себя включать:

раскрытие уровня актуальности данной темы;

подробное объяснение причин, по которым была выбрана тема;

определение целей и задач;

необходимую вводную информацию по теме;

четкий план изложения материала.

Далее автором в краткой форме излагаются основные результаты, полученные в ходе исследования, и на их основании делаются выводы. Этот раздел можно насытить иллюстрациями таблицами, графиками, фотографиями, которые несут основную функцию доказательства, представляя в свернутом виде подготовленный материал. В случае если полученная в результате исследования информация позволяет двоякое толкование фактов, делаются альтернативные выводы.

Если тема научного исследования посвящено сугубо узкой тематике, то в научный доклад можно включить более детальную информацию по исследуемому вопросу.

Требования к оформлению:

Материалы подготавливаются в редакторе MS Word. Формат страницы: размер – А4; все поля по 2 см; страницы без колонтитулов; страницы не нумеруются; абзацный отступ 1,25 см. Формат текста: шрифт – Times New Roman; кегль (размер) – 12 пт; межстрочный интервал – полуторный;

выравнивание – по ширине. Количество страниц – от 2 до 7. Количество иллюстраций, таблиц – до 3х. Название рисунков (схем, графиков, диаграмм и т.п.) указывается по центру под рисунком.

Название таблиц указывается по центру над таблицей.

Титульный лист оформляется по образцу.

Подготовленные материалы для выступления пересылаются преподавателю по электронной почте не менее чем за день до выступления.

Темы докладов Характеристика стратегий межличностного взаимодействия.

1.

Структура межличностного взаимодействия.

2.

Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий.

3.

Анализ взаимодействия в различных теоретических подходах.

4.

Взаимодействие как организация совместной деятельности.

5.

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если доклад выполнен в полном соответствии со всеми методическими рекомендациями по их подготовке, изложенным в пункте 3 учебно-методических материалов данной дисциплины, соответствует всем критериям их оценки;

– оценка «хорошо» выставляется студенту, если доклад выполнен в неполном соответствии со всеми методическими рекомендациями по их подготовке, изложенным в пункте 3 учебно-методических материалов данной дисциплины, соответствует не всем критериям их оценки;

– оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если доклад выполнен в не соответствии со всеми методическими рекомендациями по их подготовке, изложенным в пункте 3 учебнометодических материалов данной дисциплины, не соответствует всем критериям их оценки;

– оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если доклад не выполнен или полностью не соответствует критериям их оценки.

Методические рекомендации по подготовке и защите презентации – творческое задание, визуально представляет содержание докладов. Слайдов не должно быть больше 12-15, текст на них должен быть хорошо виден и читаем на расстоянии.

Критерии оценки образовательных презентаций:

полнота раскрытия темы;

1.

структуризация информации;

2.

наличие и удобство навигации;

3.

отсутствие грамматических, орфографических и речевых ошибок;

4.

отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации;

5.

наличие и правильность оформления обязательных слайдов (титульный, о проекте, 6.

список источников, содержание);

оригинальность оформления презентации;

7.

обоснованность и рациональность использования средств мультимедиа и 8.

анимационных эффектов;

применимость презентации для выбранной целевой аудитории;

9.

грамотность использования цветового оформления;

10.

использование авторских иллюстраций, фонов, фотографий, видеоматериалов;

11.

наличие дикторской речи, ее грамотность и целесообразность;

12.

наличие, обоснованность и грамотность использования фонового звука;

13.

размещение и комплектование объектов; единый стиль слайдов.

14.

–  –  –

Методические рекомендации по подготовке к тестированию Тестирование – система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося. Тест предполагает наличие вопроса и нескольких вариантов ответа. Необходимо внимательно прочитать инструкции к заданию и выбрать правильный(е) ответ(ы). Для подготовки к тестированию необходимо повторить материал по указанным темам.

Алгоритм тестирования:

- Необходимо подписать бланк теста, указав ФИО, группу;

- Внимательно прочитать задание и указания к выполнению работы, обратить внимание на время отводимое на выполнение заданий;

- Отвечать на вопросы можно в любом порядке;

- Выбрать правильный вариант(ы) ответа из предлагаемого перечня, или вписать свой вариант ответа, соотнести и т.д. в зависимости от задания;

- Если студент затрудняется с выбором правильного варианта ответа, ему необходимо методом исключения последовать убирать оставшиеся варианты ответов, припоминая всё, что он знает по изученной теме о них;

- Перед тем, как сдать работу преподавателю, необходимо внимательно ещё раз проверить все свои ответы.

Варианты примерных тестовых заданий:

1. Стратегия поведения во взаимодействии, реализующаяся в частном достижении целей партнеров ради условного равенства - это:

А. Соперничество Б. Компромисс В. Сотрудничество Г. Уступчивость

2. Обычно общающиеся поддерживают визуальный контакт в течении:

А. 5-7 сек Б. не более 5 сек В. 8-10 сек Г. 10-15 сек

3. Психологический эффект межличностного восприятия, заключающийся в распространении первичной общей оценки человека на восприятие его поступков и личностных качеств – это:

А. Эффект новизны Б. Эффект первичности В. Эффект ореола Г. Эффект распространенности

4. Добавьте недостающие элементы в модель коммуникативного процесса:

Коммуникатор

–  –  –

6. Что может послужить причинами недопонимания в процессе взаимодействия? Назовите 3-5 причин:

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

–  –  –

Задание 1 Функция общения, связанная с сохранением психологического комфорта, физического здоровья человека, называется:

1) психотерапевтической

2) коммуникативной

3) социализирующей

4) экспрессивной Задание 2 Вид общения, связанный с необязательным использованием слов, позволяющий понять человека по выражению лица, движениям, интонации, называется

1) духовным

1) светским

3) манипулятивным

4) деловым Задание 3

Назначение речи, связанное с передачей знаний, отношению и чувств, составляет функцию:

1) коммуникации

2) обобщения

3) повторения

4) сигнификации Задание 4 Процесс восприятия одним человеком другого, выступающий как обязательная составная часть общения, называется………………:

1) перцепцией

2) коммуникацией

3) дружбой

4) агрессией

–  –  –

Стремление человека к взаимодействию с другими людьми, обладающими качествами, которых ему недостает, называется.................

1) взаимодополнительностью

2) вр емяпрепровождением

3) соревнованием

4) ритуалом Задание 6 Прием, используемый в начале беседы, включающий приятные фразы личного характера, шутки, называется методом……………:

1) снятия напряжения

2) зацепки

3) стимулирования воображения

4) агрессин Задание 7 Рамки конфликта, касающиеся количества его участников, территории, продолжительности, называются:........

1) границей

2) предметом

3) структурой

4) методом Задание 8 Конфликты, способствующие принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, называются…………………:

1) функциональными

2) дисфункциональными

3) международными

4) религиозными Задание 9 Механизм разрешения конфликта, связанный с осознанным или бессознательным переносом собственных качеств личности на других людей, называется…………..:

1) проекцией

2) регрессией

3) отрицанием

4) рационализацией Задание 10

Учение о нравственности как форме общественного сознания называется……..:

1) этикой

2) эстетикой

3) историей

4) экономикой Задание 11

Личность, с детства проявляющая доброту, заботу о близких, называется:

1) альтруистической

2) исследовательской

3) доминантной

4) эгофилъной Задание 12 Подход к ведению дискуссии, связанный с акцентированием внимания на недостатках, слабых местах и позициях своих оппонентов, называется...

1) критикующим

2) логическим

3) демагогическим

4) пр агматическим Задание 13 Видами общения являются................

1) деловое

2) манипулятивное

3) сознательное

4) бессознательное Задание 14

Модель коммуникативного процесса включает в себя такие элементы, как:

1) коммуникатор

2) аудитория

3) лидер

4) политик Задание 15 К приемам в практике общения, связанным с воздействием на людей и созданием стереотипов, относятся...

1) перенос

2) пр остонародность

3) симпатия

4) установка Задание 16 Межгрупповые конфликты сопровождаются проявлениями

1) деиндивидуализации

2) социального сравнения

3) симпатии

4) сопереживания Задание 17 Выходу из конфликта способствует

1) сотрудничество

2) терпимость

3) враждебность

4) мнительность Задание 18 Двигатель общественной активности личности, связанный с поиском уважения, почестей окружающих называется…………………..

Задание 19 (Кейс-задание).

Николаи Николаевич является руководителем крупной компании. Он считает, что все правила этикета сводятся к простоте, естественности и терпимости, а общение должно приносить радость.

Поэтому, находясь на деловой встрече и видя, как его партнеры по бизнесу пытаются манипулировать друг другом ради достижения собственных интересов, он трудом сдерживает отрицательные эмоции.

Задание 19.1 Эмоциональная реакция, связанная с чувством сильного возмущения или негодования, называется……………:

1) гневом

2) апатией

3) стеснительностью

4) вдохновением Задание 19.2

Навыком, необходимыми для успешной деловой встречи, является:

1) уважение

2) напряженность

3) педантичность

4) ревность Задание 19.3 Способность постижения эмоциональных состояний другого человека через сопереживание называется.........

Критерии оценки:

– оценка «отлично» выставляется студенту, если им правильно отвечено на 91-100% вопросов теста;

– оценка «хорошо» выставляется студенту, если им правильно отвечено на 76-90% вопросов теста;

– оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если им правильно отвечено на 60-75% вопросов теста;

– оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если им правильно отвечено, менее чем на 60% вопросов теста.

2. Учебно-методическое обеспечение промежуточной аттестации студентов. Критерии оценки успеваемости.

По дисциплине в учебном плане специальности Преподавание в начальных классах предусмотрена следующая форма промежуточной аттестации: зачет.

Вопросы к зачету по дисциплине «Психология общения»

1. Общение в системе общественных и межличностных отношений.

2. Характеристика и содержание общения.

3. Коммуникативная сторона общения.

4. Перцептивная сторона общения.

5. Интерактивная сторона общения.

6. Слушание в межличностном общении.

7. Деловые беседы, правила и приемы их ведения.

8. Личностные аспекты эффективности коммуникации.

9. Характеристика конфликта.

10. Тактики завершения конфликта.

11. Техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности.

12. Приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

13. Взаимосвязь общения и деятельности.

14. Цели и функции общения.

15. Роли и ролевые ожидания в общении.

16. Виды социальных взаимодействий.

17. Механизмы взаимопонимания в общении.

18. Техники и приемы общения.

19. Правила слушания.

20. Правила ведения беседы.

21. Правила убеждения.

22. Этические принципы общения.

23. Источники, причины и виды конфликтов.

24. Технология беспроблемного общения Т. Гордона.

25. Технология подлинного общения Э. Берна.

26. Технология спонтанности Ф. Перлза.

27. Технология моделирования успеха в общении Р. Бэндлера и Дж. Гриндера.

28. Технология идеального общения Ч. Тойча и Дж. Тойч.

29. Виды и уровни общения.

30. Способы разрешения конфликтов и стратегии взаимодействия в них.

31. Публичные речи.

32. Письменная коммуникация и условия ее эффективности.

33. Технология манипуляции и психологическая защита от неё.

34. Этика и этикет общения.

–  –  –

Выберите правильный ответ из предложенных:

1. Социальные роли связаны с... а) социальным положением; б) поведением, которого ждут от человека члены группы; в) статусом в группе; г) фактическим поведением человека; д) их одобряемостью или неодобряемостью в обществе; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

2. Интерес к другому человеку можно невербально выразить... а) помещенными на бедра руками; б) пронзительным голосом; в) пристальным взглядом, устремленным на собеседника;

г) слегка дотрагиваясь до него руками; д) вторгаясь в его личное расстояние; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

3. Склонность объяснять все поведением человека на основе тех качеств, которые, на наш взгляд, являются у него главными, называется эффектом... а) первичности; б) новизны; в) плацебо; г) Пигмалиона; д) стереотипа; е) бумеранга; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.

4. Стереотипы... а) представляют собой обобщение нашего личного опыта; б) укрепляются при тесном общении с группой людей, относительно которой они выработаны; в) всегда являются предубеждением; г) являются результатом родительского внушения; д) с трудом меняются после подросткового возраста; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

–  –  –

Что вы можете сказать о потребности в общении у животных и человека, прочитав следующие отрывки?

1. В начале 1967 г. в один из зоопарков отправили леопарда и пустили к нему в клетку живую курицу, чтобы он подкрепился в дороге; вместо потребности в пище леопард почувствовал большую потребность в общении с птицей в незнакомой обстановке. И впоследствии не трогал курицу, поселившуюся в его клетке.

2. Попав в плен в Германии, Кристофер Берни в течение 18 месяцев находился в одиночном заключении, и его лишь изредка выводили из камеры. Как-то раз ему удалось пронести в камеру улитку. Она не только составила ему компанию на какое-то время, но и стала для него своего рода эмиссаром реального мира.

3. Овцы, которые держатся стадами, не так зависимы друг от друга, как это может показаться по их поведению. Лидерство матери-овцы запечатлевается в мозгу молодого ягненка на очень ранней стадии, и это животное, даже став взрослой особью, будет стремиться следовать за матерью. Каждый ягненок следует только за своей собственной матерью, не проявляя никакого интереса к остальному стаду, довольный, когда толкает других…

–  –  –

Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. Где она длиннее, где короче и почему? Какие приемы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию? Объясните следующие примеры межкультурных и индивидуальных различий.

1. Японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще используют контактный взгляд, чем американцы; их не раздражает необходимость соприкасаться рукавами, локтями, коленями;

американцы считают, что азиаты "фамильярны" и чрезмерно "давят", а азиаты считают американцев "слишком холодными и официальными".

2. А. Пиз наблюдал на одной из конференций, что, когда встречались и беседовали два американца, они стояли на расстоянии около метра друг от друга и сохраняли эту дистанцию в течение всего разговора; когда же разговаривали японец и американец, они медленно передвигались по комнате: японец наступал, а американец отодвигался - каждый из них стремился достичь привычного и удобного пространства общения.

3. Молодая пара, только что эмигрировавшая в Чикаго из Дании, была приглашена в местный американский клуб. Через несколько недель после того, как их приняли в клуб, женщины стали жаловаться, что они чувствуют себя неуютно в обществе этого датчанина, поскольку он "пристает к ним". Мужчины же этого клуба почувствовали, что якобы датчанка своим поведением намекала, что она для них вполне доступна в сексуальном отношении.

4. Сельские жители, воспитанные в условиях меньшей плотности населения, чем горожане, имеют и более просторное личностное пространство, поэтому при рукопожатии "деревенский" протянет руку издалека и наклонит корпус вперед, но с места не сойдет, а еще лучше просто помашет приветственно рукой.

–  –  –

Ниже приведен список разнообразных межличностных ролей. Подумайте, какие из них успешнее играются взрослыми, подростками, детьми.

Вундеркинд, Мудрец, Скромник, Шалун, Тупица, Тихоня, Порочный Старикашка, Благородный Рыцарь, Добрый Папа, Красавчик, Невзрачный, Брюзга, Неудачник, Преуспевающий, Остроумец, Всеобщий Любимец, Душа Общества, Сизиф, Ясновидящий, Золушка, Ничтожество, Подхалим, Прилипала, Позер, Ханжа, Кавалер, Обыватель, Калека, Дурачок, Жертва Обстоятельств, Подстрекатель, Придурок, Шут, Агрессор, Придворный, Старый Воин, Поэт, Профессор, Скандалист, Психопат, Правдоискатель.

Практическая ситуация № 6

Поясните, верно ли, что конформизму более других подвержены: а) очень дисциплинированные люди, б) сравнительно умные люди, в) люди, неустойчивые к стрессу, г) подростки, д) лица с низким групповым статусом, е) эмоционально-зависимые люди, ж) дети, з) психически неуравновешенные люди, и) физически непривлекательные люди.

–  –  –

Согласны ли вы с приведенным мнением? Приведите примеры, иллюстрирующие каждый из факторов.

Чрезмерная плотность населения чаще всего усиливает у людей: а) чувство одиночества, б) чувство "анонимности", в) чувство агрессии, г) раздражительность, д) уход в себя, е) чувство взаимопомощи,

ж) понижение работоспособности, з) чувства соматического нездоровья, и) усталость, слабость.

–  –  –

Поясните, пользуясь приведенным примером, как ситуация общения "задает", "навязывает" выбор определенных средств общения.

Мужчины, а тем более женщины должны чувствовать себя в согласии с окружающей средой. Мне безразлично, в чем быть, в смокинге или в костюме, но я чувствовал бы себя крайне неловко, придя на ужин во фраке и увидев остальных мужчин в пиджаках. Я сумел бы преодолеть неловкость, но все же я чувствовал бы себя много лучше, последовав общему правилу. Слабость? Разумеется. Но она естественна в человеке.

"Короткое или длинное платье?" - спрашиваете вы, когда вас приглашают на ужин. И вы правы.

Правило должно быть. Не ради того, чтобы убить оригинальность, но чтобы заявить ее. Подлинная оригинальность возможна и внутри правила. (А. Моруа)

–  –  –

Ниже приведен список утверждений. Оцените их с точки зрения правильности и неправильности.

1. Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций.

2. В большинстве случаев человек выбирает свою социальную роль добровольно.

3. Взаимное влечение двух людей определяется главным образом внутренними качествами каждого из них.

4. Достижение человеком власти чаще всего зависит от обстоятельств или даже от случая, а не от его внутренних качеств.

5. Эффект ореола состоит в том, что, усмотрев в человеке какое-то главное (по нашему мнению) качество, мы склонны видеть у него и другие качества, гармонирующие с этим качеством.

6. Мы склонны чаще объяснять поведение другого человека внешними причинами, а не внутренними.

7. Стереотип - это сравнительно объективное представление о группе людей, с которой у нас были ограниченные контакты.

8. Установки "выкристаллизовываются" в период от 12 до 20 лет, и впоследствии изменить их очень трудно.

9. В случае когнитивного диссонанса мы всячески стараемся обосновать сделанный нами выбор.

10. Авторитетная личность менее подвержена предрассудкам, чем прочие люди.

–  –  –

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1. Дистанция, позволяющая людям находиться друг от друга на расстоянии вытянутой руки, называется... ; дистанция, которая устанавливается между людьми на собраниях и в аудиториях, -... дистанция.

2. К внешним факторам, вызывающим нарушения психического равновесия человека, относятся...,... и.......

3. Социальное положение человека связано с его..., на которую рассчитывают другие члены группы и которая позволяет им... определенного поведения.

4. Конформизм особенно сильно развивается в тех случаях, когда велико... конформности, а человек испытывает большую потребность в....

5. Каузальная атрибуция состоит в том, что поведение других людей объясняют либо свойственными им..., либо..., в которых эти люди оказались.

–  –  –

В транзактной концепции Э. Берна выделены позиции Ребенка, Родителя и Взрослого. Ниже перечислены характеристики поведения при принятии каждой из них. Определите, что в данном списке принадлежит Родителю, Взрослому и Ребенку.

Раскованность, скептицизм, жизнерадостность, бедность фантазии, недооценка эмоциональной стороны жизни из-за рационального подхода к ней, авторитетный тон, импульсивность, контроль над своими действиями, покровительство, безапелляционность, богатая фантазия, пугливость, скованность, догматизм, сознание собственного превосходства и права "карать", неуверенность, любопытство, беспомощность, доверчивость, уверенность в своей правоте, расчет действий, трезвость в оценках, понимание относительности догм, несдержанность.

–  –  –

Что говорят нам мимика и жесты? Выберите наиболее правильные, с вашей точки зрения, варианты для следующих утверждений.

1. Вы считаете, что мимика и жесты это -... а) спонтанное выражение душевного состояния человека в данный конкретный момент; б) дополнение к речи; в) предательское проявления нашего самосознания; г) отпечаток культуры и происхождения, который трудно скрыть; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. У женщин по сравнению с мужчинами язык мимики и жестов... а) более выразителен; б) менее выразителен; в) более сложен; г) более многозначен; д) более индивидуален; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

3. Какая мимика и какие жесты во всем мире значат одно и то же: а) качание головой из стороны в сторону; б) кивок головой вверх-вниз; в) когда морщат нос; г) когда поднимают вверх указательный палец; д) когда хмурят лоб; е) когда подмигивают; ж) когда улыбаются; з) все ответы верны; и) все ответы неверны.

4. Какая часть тела "выразительнее" всего: а) ноги; б) руки; в) пальцы; г) плечи; д) кисти рук;

е) ступни; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.

5. Какая часть человеческого лица наиболее "информативна": а) лоб; б) глаза; в) губы; г) брови; д) нос; е) уголки рта; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.

–  –  –

Что говорят нам мимика и жесты? Выберите наиболее правильные, с вашей точки зрения, варианты для следующих утверждений.

1. Когда люди видят человека в первый раз, то они обращают внимание в первую очередь на... а) одежду; б) походку; в) внешность; г) осанку; д) манеры; е) речь; ж) деятельность; з) все ответы верны; и) все ответы неверны.

2. Если собеседник, говоря с вами, отводит глаза, то вы делаете вывод о его... а) нечестности;

б) неуверенности в себе; в) комплексе неполноценности; г) сосредоточенности; д) шизоидной акцентуации; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

3. Преступника всегда легко узнать по внешнему виду, так как у него... а) злой взгляд; б) взгляд исподлобья; в) низкий лоб; г) бегающие глаза; д) циничная ухмылка; е) шишковатый череп; ж) руки с наколками; з) бритая голова; и) все ответы верны; к) все ответы неверны.

4. Мужчина сочтет женское поведение призывным и эротическим, если женщина... а) будет раскачивать на ноге туфельку; б) засунет руки в передние карманчики тесно облегающих ее джинсов; в) будет посасывать дужки своих очков; г) обхватит себя обеими руками; д) будет встряхивать волосами; е) обхватит пальцами свой подбородок; ж) сядет, подобрав одну ногу под себя; з) станет крутить браслеты на запястье и кольца на пальцах; и) все ответы верны; к) все ответы неверны.

5. Большинство используемых жестов и поз... а) передаются из поколения в поколение; б) заучены с детства от родителей; в) подсмотрены у других и заучены; г) заложены в человеке от природы; д) имеют национально-культурную специфику; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

–  –  –

Прокомментируйте следующие отрывки из романа С. Моэма "Театр". Какими невербальными средствами и зачем воспользовалась актриса Джулия Ламберт?

Все с той же надменной, но беспредельно приветливой улыбкой, улыбкой королевы, которую 1.

та дарует подданным во время торжественных процессий, Джулия пристально глядела на Джун. Она ничего не говорила. Она помнила афоризм Жанны Тэбу: "Не делай паузы, если в этом нет крайней необходимости, но уж если сделала, тяни ее сколько сможешь". Джулия, казалось, слышала, как громко бьется сердце девушки, видела, как та съеживается в своей купленной на распродаже одежде, съеживается в собственной коже.

Единственная большая мизансцена Эвис была во втором акте. Кроме нее, в ней участвовала 2.

Джулия, и Майкл поставил сцену так, что все внимание зрителей должно было сосредоточиться на девушке. Это соответствовало и намерению драматурга. Джулия, как всегда, следовала на репетициях всем указаниям Майкла. Чтобы оттенить цвет глаз и подчеркнуть белокурые волосы Эвис, они одели ее в бледно-голубое платье. Для контраста Джулия выбрала себе желтое платье подходящего оттенка. В нем она и выступала на генеральной репетиции. Но одновременно с желтым Джулия заказала себе другое, из сверкающей серебряной парчи, и, к удивлению Майкла и ужасу Эвис, в нем она и появилась на премьере во втором акте. Его блеск и то, как оно отражало свет, отвлекало внимание зрителей.

Голубое платье Эвис выглядело рядом с ней невзрачным и унылым, как линялая тряпка.

Когда они подошли к главной мизансцене, Джулия вынула откуда-то - как фокусник 3.

вынимает из шляпы кролика - большой платок пунцового шифона и стала им играть. Она помахивала им, она расправляла его у себя на коленях, словно хотела получше рассмотреть, сворачивала его жгутом, вытирала им лоб, изящно сморкалась в него. Зрители, как завороженные, не могли оторвать глаз от красного лоскута.

Практическая ситуация № 15

Прокомментируйте следующие отрывки из романа С. Моэма "Театр". Какими невербальными средствами и зачем воспользовалась актриса Джулия Ламберт?

Джулия уходила в глубину сцены, так что, отвечая на ее реплики, Эвис приходилось обращаться к залу спиной, а когда они сидели вместе на диване, взяла девушку за руку, словно бы повинуясь внутреннему порыву, совершенно естественным, как казалось зрителям, движением и, откинувшись назад, вынудила Эвис повернуться в профиль к публике. Джулия еще на репетициях заметила, что в профиль Эвис немножко похожа на овцу. Автор вложил в уста Эвис строки, которые были так забавны, что на первой репетиции все актеры покатились со смеху.

Но сейчас Джулия не дала залу осознать, как они смешными тут же кинула ей ответную реплику; зрители, желая услышать ее, подавили свой смех. Сцена, задуманная как чисто комическая, приобрела сардонический оттенок, и героиня Эвис стала выглядеть одиозной. Эвис, не слыша ожидаемого смеха, от неопытности испугалась и потеряла над собой контроль, голос ее зазвучал жестко, жесты стали неловкими.

Джулия отобрала у Эвис мизансцену и сыграла ее с поразительной виртуозностью. Но ее последний удар был случаен. Эвис должна была произнести длинную речь, и Джулия нервно скомкала свой платочек; этот жест почти автоматически повлек за собой соответствующее выражение: она поглядела на Эвис встревоженными глазами, и две тяжелые слезы покатились по ее щекам. Вы чувствовали, что она сгорает со стыда за ветреную девицу, вы видели ее боль из-за того, что все ее скромные идеалы, ее жажда честной, добродетельной жизни осмеиваются столь жестоко. Весь эпизод продолжался не больше минуты, но за эту минуту Джулия сумела при помощи слез и муки, написанной на ее лице, показать все горести жалкой женской доли. С Эвис было покончено навсегда.

–  –  –

Ниже приведены примеры трансакций. Поясните, с каких позиций действуют и должны действовать их участники, каков характер трансакции. Будет ли эффективным общение в этих трансакциях и почему?

1. Иванов. Что стало с молодежью?! Она совсем распустилась! Петров. Да, в их годы мы были поскромнее.

2. Преподаватель. Каким это образом у вас здесь получилось трехзначное число? Студент. Ах, да, я забыл извлечь квадратный корень!

3. Кассир. А не сорваться ли нам в кино, пока нет начальства? Бухгалтер. Будьте добры, передайте мне ведомости за прошлый квартал.

4. Голубева. Проводите меня, у нас в подъезде вечно толкутся пьяные. Коршунов. Ну конечноконечно, с удовольствием провожу.

5. Иванов. Как вам не стыдно сидеть, когда рядом стоит пожилая женщина! Петров. О, конечноконечно, я просто не заметил. Задумался, знаете... Садитесь, пожалуйста.

–  –  –

Ниже приведены примеры трансакций. Поясните, с каких позиций действуют и должны действовать их участники, каков характер трансакции. Будет ли эффективным общение в этих трансакциях и почему?

Петров. Сейчас-сейчас, я предоставлю вам слово, я вижу, что вы уже пятый раз поднимаете руку. Сидоров. Могу и вообще не выступать...

Жена. Сходи, погуляй с Джерри. Заодно зайдешь за хлебом. Муж. Видишь, я занят! А тебе, что, лень от телевизора оторваться?

Иванов. После Сидорова, он от пенсионеров выступает, я дам вам слово! Петров. Отлично!

Иванов. Как вам не стыдно сидеть, когда рядом инвалид? Петров. Так уступи ему место, дедуся. А то расселся тут и указывает... Кто ты такой, чтобы всем указывать?!

Ковбой. Не хотите ли взглянуть на наши конюшни? Барышня. Ах, я с детства обожаю лошадок!

Практическая ситуация № 18

Ниже приведен отрывок из книги И. Ильфа и Е. Петрова "Двенадцать стульев".

Проанализируйте ходы манипуляции Остапа Бендера. Какие психологические приемы лежат в основе общения Остапа Бендера с Людоедкой Эллочкой?

На ней был халатик, переделанный из толстовки Эрнеста Павловича и отороченный загадочным мехом.

Остап сразу понял, как вести себя в светском обществе. Он закрыл глаза и сделал шаг назад.

- Прекрасный мех! - воскликнул он.

- Шутите! - сказала Эллочка нежно. - Это мексиканский тушкан.

- Быть этого не может. Вас обманули. Вам дали гораздо лучший мех. Это шанхайские барсы. Ну да!

Барсы! Я знаю их по оттенку. Видите, как мех играет на солнце!.. Изумруд! Изумруд!

Эллочка сама красила мексиканского тушкана зеленой акварелью, и поэтому похвала утреннего посетителя была ей особенно приятна.

Не давая хозяйке опомниться, великий комбинатор вывалил все, что слышал когда-либо о мехах.

После этого заговорили о шелке, и Остап обещал подарить очаровательной хозяйке несколько сот шелковых коконов, якобы привезенных ему председателем ЦИК Узбекистана.

- Вы - парниша, что надо, - заметила Эллочка после первых минут знакомства.

–  –  –

Охарактеризуйте с поведенческой стороны перечисленные межличностные роли. Какие люди чаще других "исполняют" эти роли и почему? Можно ли добровольно принять на себя межличностную роль или избавиться от нее?

Козел Отпущения; Рубаха-парень; Добрый Папочка; Ужасный Ребенок; Жертва Обстоятельств;

Первая Красавица; Эрудит; Бэби; Золушка.

–  –  –

Прочтите отрывок, герои которого - врачи, спасшие безнадежную пациентку, - собираются на телевизионную пресс-конференцию. Как вы считаете, удачно ли они одеты?

Представьте, что вы отправляетесь на важную для вас первую деловую встречу с незнакомой женщиной (мужчиной). Как и в какие цвета вы оденетесь, какие аксессуары подберете, какой макияж, запах духов выберете? Почему? Ответ аргументируйте примерами.

...Выбор [Сары] остановился на широкой мадрасской юбке, бежевой хлопчатобумажной блузке и бирюзовом блейзере свободного покроя. Наряд дополняли пояс из Бирмы ручной выделки и кожаные туфли без каблуков. Единственное, в чем она уступила, учитывая официальность события, - это надела колготки, которые так неудобны в июльскую жару.

...Она схватила богато украшенные бронзовые сережки, сделанные по заказу мастером из Акхы, и вдела их в уши, пока спускалась вниз.

...Гленн Пэрис встретил ее в приемной своего кабинета... Как всегда, он был подчеркнуто хорошо одет. Сегодня его коричневый костюм, небесно-голубая сорочка и красный галстук, казалось, были специально подобраны для телевидения. (М. Палмер)

–  –  –

Объясните причину перечисленных социальных явлений. Как называется этот феномен в психологии?

1. Поздним вечером в среду ответственный работник Центробанка, выступая по телевидению, заявляет, что в ближайшее время не будет денежной реформы и тем более не будет обмена крупных купюр; в четверг утром в магазинах все стремятся разменять крупные купюры, на почтах делаются крупные переводы в дальние города; в сберкассах делаются вклады этими купюрами.

2. Перед выборами оптовые рынки были атакуемы старушками, скупавшими крупными партиями соль, спички, мыло, консервы, полотенца, зубную пасту, стиральный порошок, школьные тетради.

3. Если где-то в транспорте или очереди вы слышите, что "с первого все подорожает", вы непременно сообщите об этом родным и близким и побегаете по магазинам.

4. Если вы однажды постриглись в модном парикмахерском салоне и опытный мастер сказал вам, что вам не идут длинные волосы и рыжий цвет, то вы всегда будете избегать этого.

–  –  –

Прочитайте следующий отрывок. Ф. М. Достоевский рассказывает о языке пьяных, который состоит просто-напросто из одного нелексиконного существительного. За счет какого невербального фактора меняется значение высказывания?

Однажды в воскресенье уже к ночи мне пришлось пройти шагов с пятнадцать рядом с толпой шестерых пьяных мастеровых, и я вдруг убедился, что можно выразить все мысли, ощущения и даже целые глубокие рассуждения одним лишь названием этого существительного, до крайности к тому же немногосложного. Вот один парень резко и энергически произносит это существительное, чтобы выразить о чем-то, о чем раньше у них общая речь зашла, свое самое презрительное отрицание.

Другой в ответ ему повторяет это же самое существительное, но совсем уже в другом тоне и смысле, именно в смысле полного сомнения в правильности отрицания первого парня. Третий вдруг приходит в негодование против первого парня, резко и азартно ввязывается в разговор и кричит ему то же самое существительное, но в смысле уже брани и ругательства. Тут ввязывается опять второй парень в негодовании на третьего, на обидчика, и останавливает его в таком смысле: "Что дескать, что же ты так, парень, влетел. Мы рассуждали спокойно, а ты откуда взялся - лезешь Фильку ругать". И вот всю эту мысль он проговорил тем же самым словом, одним заповедным словом, тем же крайне односложным названием одного предмета, разве что только поднял руку и взял третьего парня за плечо. Но вот вдруг четвертый паренек, самый молодой из всей партии, доселе молчавший, должно быть, вдруг отыскав разрешение персонального затруднения, из-за которого вышел спор, в восторге, приподнимая руку, кричит... Эврика, вы думаете? Нашел, нашел? Нет, совсем не эврика и не нашел; он повторяет лишь то же самое нелексиконное существительное, одно только слово, всего одно слово, но только с восторгом, с визгом упоения, и, кажется, слишком уж сильным, потому что шестому, угрюмому и самому старшему парню, это не понравилось, и он мигом осаживает молокососный восторг паренька, обращаясь к нему и повторяя угрюмым и назидательным басом... да все то же самое, запрещенное при дамах существительное, что, впрочем, ясно и точно обозначало:

"чего орешь, глотку дерешь". Итак, не проговоря ни единого другого слова, они повторили это одно только излюбленное ими словечко шесть раз кряду один за другим и поняли друг друга вполне. Это факт, которому я был свидетелем.

Практическая ситуация № 23

Американские психологи Дж. Эдингер и М. Паттерсон провели забавный эксперимент: в огромном супермаркете девушка обращалась к разным людям с просьбой дать монетку для телефона-автомата. При этом к одним людям она в момент просьбы слегка прикасалась, а к другим нет. Монетка была получена у 51% "тронутых" и только у 29% тех, кого просили "без рук" (возраст и пол роли не играли). В другом подобном же эксперименте в читальном зале университетской библиотеки девушка, выдающая книги, "невзначай" прикасалась к одним посетителям (без учета пола, возраста, расы, статуса и т.д.) и не трогала других. В тот же день всех побывавших в читальном зале под видом социологического опроса проанкетировали - в анкете нужно было оценить сотрудников библиотеки по ряду параметров (деловым качествам, интеллектуальным возможностям, доброжелательности, внешним данным и т.п.).

То, что библиотекарша показалась "тронутым" более красивой и доброй, еще можно как-то объяснить на уровне здравого смысла, но вот почему она показалась им более умной и профессионально пригодной? Какие категории людей, на ваш взгляд, более чувствительны к случайным прикосновениям - мужчины или женщины, взрослые или дети, высоко- или низкостатусные субъекты, экстра- или интроверты?

–  –  –

Проанализируйте по приведенным примерам влияние на слушателя одновременно слов и жестов. Какие выводы можно сделать в описанных ситуациях? Как вы считаете, на какую информацию надо полагаться в случае явного расхождения вербальной и невербальной информации?

1. З. Фрейд, беседуя с пациенткой о том, как она счастлива в браке, заметил, что она бессознательно снимала с пальца и надевала обручальное кольцо.

Pages:     | 1 |  ...   | 2 | 3 |

4

| 5 |

Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Назначение речи, связанное с передачей знаний, отношению и чувств Слоник в стиле тильда



Назначение речи связанное с передачей знаний 1.Речь и её функции 2.Виды речи и их назначение
Назначение речи связанное с передачей знаний 40. Речь. Функции речи. Общая психология. Дмитриева. - Bookap
Назначение речи связанное с передачей знаний Речь и ее функции. Виды речи, их назначение
Назначение речи связанное с передачей знаний Речь. Основные свойства речи
Назначение речи связанное с передачей знаний Понятие и функции речи
Назначение речи связанное с передачей знаний Речь и ее функции
Назначение речи связанное с передачей знаний Основные функции речи
Назначение речи связанное с передачей знаний Функции речи » Мурзим
Назначение речи связанное с передачей знаний Виды и функции речи
Ответы Каковы основные функции речи? «Граф Монте-Кристо» читать Виктория Ивченко. Авторские схемы для вышивки Вышивка крестом Выкройки сарафанов для женщин: купить и скачать готовую Вязание цветов крючком: мастер-класс Блоги Мам Из потолочной плитки » Master classy - мастер классы для вас Как нарисовать глаза поэтапно карандашом Lessdraw Как плести браслеты из бисера для начинающих: легкие мк с фото и видео Как связать спицами одежду новорожденным : как связать костюм для

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ